Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Мобильная версия
AAA
Администрация МО "Томаринский городской округ"
официальный сайт

ДЕТИ НА ДОРОГЕ И ПРИЧИНЫ ДТП

  • 8 августа 2018

    ДЕТИ НА ДОРОГЕ И ПРИЧИНЫ ДТП

     

    Причин ДТП много, но как бы они не были разнообразны, 80-99% из них происходит по вине человека – пешехода или водителя. Особенно опасно сознательное нарушение Правил дорожного движения, получившее сегодня, к сожалению, самое широкое распространение. ДТП происходят не потому, что правила перехода через дорогу сложны и трудновыполнимы. Большинство нарушителей знают Правила дорожного движения, но нарушают их. Есть, конечно, и такие, которые Правил не знают или знают плохо.

     К большому сожалению, очень часто пешеходы, особенно дети, не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь самая прямая. Причиной ДТП становится именно недопустимое поведение: беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать правила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание (осознанное и неосознанное) другим лицам, нарушающим Правила.

    Установлена прямая зависимость между психоэмоциональными состояниями пешеходов и водителей и количеством аварийных ситуаций, возникших по их вине. Спешка, нервозность, общее утомление, хроническая усталость – все это тоже может стать причиной ДТП. Водители должны учитывать не только свое состояние, но и знать некоторые особенности поведения других участников дорожного движения, особенно детей. Необходимость особой осторожности и предупредительности в отношении детей вытекает из обстоятельств, что дети, в принципе, как и пожилые, и инвалиды не имеют достаточной психологической и физической готовности для участия в дорожном движении.

    Все физиологические системы ребенка еще не достигли своего полного развития. Более того, они находятся в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

    Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать улицу. И перебегают (правда не всегда успешно), в чем помогает им умение «прикинуть» расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети?

    Улица и транспорт – это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Вспомните первое знакомство с огнем, иглой и т.д. Но ситуацию с дорогой и транспортом ребенок не может “оценить” лично, а последствия дорожно-транспортных происшествий и легкий порез или ожог - не одно и то же. Дорожно-транспортное происшествие - это трагедия и в этом случае “личный” опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.

    Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. В отличие от взрослых у детей снижено чувство собственной безопасности.

    Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение. Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов: характера, физического состояния, цели и срочности передвижения, адаптации поведения к условиям движения.

    Поведение ребенка не в последнюю очередь зависит от его природных данных. Внимание еще плохо распределяется: дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется "туннельное зрение", особенно у маленьких. Многие психофизиологические особенности детей делают их поведение непредсказуемым. Так, ребенок из состояния покоя может неожиданно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180 градусов, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу. В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в сторону, а это, в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает опасно чреватыми последствиями, в особенности при езде на велосипеде. Надежная ориентация приобретается не ранее чем в 7-ми летнем возрасте.

    Дети до 4-х лет, как правило, еще совершенно не знакомы с дорожными знаками. Ввиду отсутствия специальных знаний поведение детей базируется на аналогичных движениях из микромира игрушек. Например, представление о том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно так же, как и их игрушечные автомобили.

    Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с большой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой, легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

    Рост ребенка - серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3-х лет находится на высоте около 90 см., в возрасте 6 лет - около 110 см., поэтому из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.

    В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимание на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания. Внимание детей избирательно и направлено преимущественно на единичные объекты. И концентрируется оно не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и скорость восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых.

    Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и, в меньшей мере, руководствуется правилами. Детям (впрочем, как и взрослым), свойственна коллективная ориентация. Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое "стадное" чувство: "вести себя так же, как и другие". Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют напрочь забывать об опасности, которой они могут быть подвергнуты.

    Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, - он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.

    Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую надо проявить ему сообразительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение. Многие из этих затруднений испытывают не только дети дошкольного возраста, но и школьники.

    Анализ статистических данных показал, что 95 % наездов на детей происходит в 30 одних и тех же, повторяющихся, типичных ситуациях. Всего лишь 30 ситуаций-«ловушек», которые до сих пор не умеют распознавать и прогнозировать ни дети, ни водители, ни родители!

    Совершаемые ошибки часто повторяются потому, что лишь одна из 200 ошибок «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в сознании человека как допустимые или даже правильные действия. Таким образом, формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. В среднем из 400 ошибок одна ведет к гибели или серьезной травме под колесами. Но даже такое соотношение приводит к высокому уровню детского дорожно-транспортного травматизма.

    Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дороге, практически ежедневно «ставят эксперимент на себе». Многие склонны рассматривать ДТП как некую случайность, несчастный случай: «Если бы пешеход был чуточку быстрее, а автомобиль ехал бы чуточку правее и медленнее, то…» и т.д. Попадание в ДТП следует рассматривать, как следствие совершения конкретных ошибок, отсутствие предвидения, опыта, неумение принимать правильные решения, опасной самонадеянности. В конечном счете, причина ДТП – незнание Правил дорожного движения и отсутствие необходимых навыков поведения на дороге. Случайных ДТП не бывает!

    В период с января по июль 2018 года на дорогах Сахалинской области произошло 12 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в результате которых 13 детей получили телесные повреждения. На территории Томаринского городского округа также наблюдается увеличение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей как пассажиров, так и детей пешеходов зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб и 1 ребенок получил телесные повреждения.

    27 июля 2018 г. примерно19 часа 20 минут на 230 км. + 670 м. автодороги Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск водитель автомобиля «Toyota Vista», не имея права управления транспортными средствами, двигаясь с севера на юг не верно выбрал скорость движения, не справился с управлением и совершил съезд в правый придорожный кювет. В результате ДТП несовершеннолетний пассажир получил телесные повреждения.

    6 августа 2018 года, примерно в 18 часов 40 минут во дворе дома № 112 по ул. Карла Маркса в селе Красногорск 31-летняя женщина, управляя автомобилем «TOYOTA IPSUM», при начале движения не убедилась в безопасности и совершила наезд на 2-летнего ребенка, который потянулся за упавшим мячом и присел перед автомобилем. В результате ДТП мальчик получил телесные повреждения от которых скончался при оказании медицинской помощи.

     

     

    ОГИБДД ОМВД России по Томаринскому городскому округу




Возврат к списку